Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии

Разделы: Администрирование школы

Цель:

  • рассмотреть условия для проявления познавательной деятельности и формы организации деятельности учащихся на уроке;
  • использование различных форм и методов проведения урока для повышения активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Подготовительный этап.

  1. проведение учителями открытых уроков и фрагментов уроков по намеченному графику, на которых должны показать различные формы активизации школьников на уроках с 1-го по 11-й классы. Ведь учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организации работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности.
  2. подготовка заместителем директора по УВР и учителями-предметниками выступлений по теме педсовета из опыта работы. Заместитель директора по УВР создаёт инициативную группу учителей МО естественных наук по подготовке и проведению педсовета.

Ход педсовета

  1. место проведения – кабинет биологии. Все участники рассаживаются по группам.
  2. оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, ноутбук, оборудование для проведения химических и биологических опытов, раздаточный материал (см. Приложение 1).

I. Вступительное слово директора школы Куприной М.А.

Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:

  • совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
  • развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
  • Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
  • Проводить развивающие учебные игры и др.
  • Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках?
  • Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?

II. Выступление заместителя директора школы по УВР Труновой М.П.

“… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает”

К.Д. Ушинский

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение учащихся в интересную для них форму работы.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

Условия, для проявления познавательной деятельности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Кредо учителя:

  • Создать из повседневного - удивительное.
  • О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
  • Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;
  • заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Методы обучения:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • метод проектов;
  • тестирование;
  • овладение разными учащимися разного материала;
  • творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
  • эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
  • метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
  • метод эмпатии (метод личной аналогии);
  • проблемное обучение.

На подготовительном этапе учителями нашей школы были показаны уроки и фрагменты уроков, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. (см. Приложение 2)

Формы организации деятельности учащихся

  1. Коллективные
  2. Индивидуальные
  3. Коллективные

Формы и методы урока:

  • деловая игра;
  • пресс-конференция;
  • семинар и диспут;
  • урок-аукцион;
  • игра;
  • путешествие;
  • смотр знаний и др.;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;

Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Созданное в нашей школе НОУ “МАНУскрипт” позволяет решать три главные задачи образовательного процесса:

  1. социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
  2. формирования определенного уровня компетенции ученика;
  3. подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с учебником учитель формирует умения:

  • делать выписки, составлять конспекты;
  • ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
  • обобщать, сравнивать, оценивать;
  • выделять непонятные места в тексте;
  • разбираться в причинах их непонимания;
  • пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;
  • определять тип текста;
  • определять основную мысль текста;
  • разбивать текст на микротемы (блок информации);
  • составлять план текста;
  • составлять структурно-логическую схему;
  • составлять тезисы.

Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:

  1. текстовые;
  2. внетекстовые;
  3. вопросы-задания;
  4. упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.

Формы работы с учебником:

  1. репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту
  2. сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков
  3. творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

  • важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
  • важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Выступления учителей-предметников позволит нам представить, как на практике реализуются эти результаты.

III. Выступления учителей-предметников

(см. Приложение 3)

1.ЛялинаН.В.-учитель биологии.
Тема:
“Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии”.
Форма выступления: демонстрация методов работы с интерактивной доской.

1. Волошинова В.В. – учитель химии, Лялина Н.В. – учитель биологии.
Тема: “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии при проведении лабораторных и практических работ, их практическая направленность и связь с жизнью”.
Формы выступления: проведение лабораторных и практических работ.

1. Кулаковская М.В. – учитель географии.
Тема:
“Использование учебного программного обеспечения для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися на уроках географии”
Форма выступления: демонстрация форм работы с мультимедийной учебной программой.

1. Тихонова Т.А – учитель литературы и русского языка.
Тема:
“Использование тематических учебных презентаций, выполненных учащимися к урокам литературы в старших классах”
Форма выступления: демонстрация презентаций учащихся.

1. Николаева Т.М. – учитель начальных классов.
Тема:
“Использование “МИМИО” в начальной школе”.
Форма выступления: сообщение

2. Игнатова Н.Г. – учитель истории и обществознания.
Тема: 1.
“Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории с использованием учебных фильмов”.
Форма выступления: демонстрация учебного фильма подготовленного учителем для урока.

2. “Исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках НОУ “МАНУскрипт”.

Форма выступления: сообщение.

  1. Белова Е.В. – учитель истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК.

    Тема: “Использование созданных учащимися видеороликов и презентаций на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК”.

    Форма выступления: демонстрация видеоролика “Памятники г. Колпино”

  2. Трунова М.П. – заместитель директора по УВР.

Заключительно слово.

Результативность:

  • активизируется познавательная деятельность;
  • возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
  • формируется творческое мышление;
  • развиваются коммуникативные способности;
  • выполняются задания исследовательского характера;
  • применяются полученные знания в жизни.

Проект решения педагогического совета:

  1. на заседании методических объединений по предметам обсудить возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности методы проектов, тестирования, эвристической деятельности, проблемное обучение и др.;
  2. включить в план работы на 2010-2011 учебный год предложенные методы, учителям-предметникам выбрать тему, над которой они будут работать в следующем учебном году;
  3. создать рабочую творческую группу учителей разных предметов для организации совместной самостоятельной исследовательской и проектной деятельности и участия в олимпиадах, смотрах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/595373/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Учительский портал - международное сообщество учителей - Плетения бисером сердец



Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии Мастер класс исследовательская деятельность на уроке биологии

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ